Кризис открывает новые возможности для кондитеров Украины

Восточная мудрость гласит: «Оказавшись на глубоководье, научитесь нырять». Именно на глубоководье сейчас оказались украинские производители кондитерских изделий. Уже три года мы наблюдаем их отчаянные попытки переформатироваться под новые условия. А тем временем стремительно сокращаются объёмы производства, их место на мировом рынке отвоёвывают конкуренты из других стран, да и экономическая ситуация в нашей стране не даёт возможности работать только на внутренний рынок.

Немного статистики.

Если сравнивать с предыдущим годом, 2015-й принёс украинским производителям существенное сокращение производства – на 94 тысячи тонн. Под удар попали шоколадные (на 21%) и мучные изделия (на 18%). Лишь сахаристый сегмент (карамель) не только сохранил позиции, но и увеличился на 1%. Более чем на 30% упало производство тортов. Покупательская способность украинцев настолько снизилась, что кондитерам пришлось пересматривать ассортимент и увеличивать долю сладостей в среднем и низком ценовом сегменте. 2016 год лишь продолжил тенденцию к сокращению. Госстат приводит цифры:

  • Шоколадные изделия утратили 9,1% (81,3 тыс. тонн);
  • Сахаристые изделия 4,1% (104 тыс. тонн);
  • Печенья и вафли 3,7% (133 тыс. тонн);

Конечно, есть ряд объективных факторов, которые привели к таким последствиям: война на востоке страны, падение курса национальной валюты, снижение покупательской способности и потеря главного рынка сбыта – РФ. Да, мир изменился, он уже не будет прежним. Эти процессы глобальны. Сегодня из-за политических и военных процессов многие страны пересматривают свои торговые и деловые отношения. Это не финиш, а лишь этап. То есть если изменения настолько глобальны, то логичным будет и смотреть на их вызовы более глобально.

Что мы имеем?

Рынок кондитерских изделий Украины считается важнейшей составляющей всей пищевой промышленности, которая тесно связана с такими ключевыми сферами как: АПК, машиностроение, химическая промышленность, сырьевой, человеческий и геополитический потенциал. В советское время именно в нашей стране было сконцентрировано 25% от союзного кондитерского производства (примерно 800 тысяч тонн). Конечно, 90-е внесли коррективы. Но уже к 2003 году прежнее положение было восстановлено.

003_05Мы экспортировали сладости в страны СНГ и Россию. Сотрудничество было плодотворным, но тревожные звоночки из РФ (в виде временных запретов на ввоз продукции) и раньше имели место. Сегодня этот крупный рынок для нас потерян. Зато ситуация благоволит нашей переориентации на другие, более глобальные и менее капризные площадки.

График чистых продаж крупнейших мировых кондитерских концернов (2012 г)

002_05

До начала военного конфликта на востоке, специалисты оценивали суммарную мощность всех отечественных производителей кондитерки в 1,5 млн. тонн в год. Даже с учетом замороженных на Донбассе комплексов «АВК» и «Конти», этот показатель не намного уменьшился. Тем временем внутренний покупатель не готов к потреблению такого объёма. Хотя ёмкость нашего рынка и оценивалась статистиками в 1 млн. тонн в год, мы уже перечисляли причины стагнации сегмента внутри страны.
Наилучшим выходом здесь будет переориентация на рынки США, Великобритании, Польши, Германии и стран Балтии. Как показывает график чистых продаж – эти страны очень активно покупают сладости. Польша и Прибалтика – знакомы с украинской продукцией, хотя нельзя отрицать, что там довольно высокая конкуренция.

Рынок США, несмотря на кажущееся насыщение, и сейчас очень ёмок. По данным компании Euromonitor общее потребление кондитерских изделий в

001_05США увеличилось с 2005 по 2010 годы с 64 921,7 млн. до 69 944,1 млн. долларов США. Прогнозируемое увеличение потребления ещё до конца 2016 года составит 80 109,5 млн. долларов США.

Отдельно необходимо отметить перспективы работы на рынке Китая. Ведь не случайно мы начали разговор с восточной мудрости. 5 лет назад эта страна стала лидером (обогнав США!) по потреблению продуктов питания. Уже 16 лет ежегодный прирост показателей по приобретению пищевой продукции составляет 23%. При том, что Индия имеет такую ж численность населения, она имеет в 5 раз меньшую ёмкость рынка.
Чистые продажи продовольствия в супермаркетах в прошлом году превысили 970 млрд. долларов. До конца нынешнего года этот показатель дойдёт до 1,5 трлн. долларов. Китайские покупатели очень любят импортную продукцию, стали уделять большое внимание здоровой и качественной пище. А в Китае местные производители испытывают с этим большие проблемы. Сообщения о массовых отравлениях появляются пугающе часто.
У некоторых крупных украинских концернов по производству продуктов питания (в том числе и кондитерки) уже есть опыт работы на этой торговой площадке. Правда, он пока невелик и его нельзя назвать системным. Тем временем статистика говорит о невероятной ёмкости китайского рынка продовольствия. Более того, потребителей не удовлетворяет качество продукции многих местных производителей, что, несомненно, тоже даёт фору украинским брендам.

Cделать репост

Напишите, что думаете