Посол КНР: «Нас интересует украинское зерно, подсолнечное масло, но у вас нет объемов, необходимых китайскому рынку»

posol_china_1Что нужно китайскому рынку, где искать партнеров и какие особенности азиатского менталитета стоит учитывать.

Об этом — в разговоре советника по торгово-экономическим вопросам при Посольстве Китайской Народной Республики Лю Цзюнь и заместителя министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Ольги Трофимцевой  Украина и Китайская Народная Республика уже 25 лет, которые прошли со времени подписания первого межправительственного соглашения, присматриваются друг к другу. Китай — одна из крупнейших торговых стран в мире, экономика которой в 2014‑м впервые оказалась на первом месте по уровню ВВП, обогнав США. Для украинского бизнеса китайский рынок открывает большие возможности. Его объем — более $3 трлн, и по прогнозам, к 2020 году он может удвоиться. Украина для КНР — один из главных партнеров для развития торговых и инвестиционных проектов в сфере обеспечения продовольствием. Китай является крупнейшим покупателем украинской аграрной продукции, ежегодно экспортируя продуктов питания более чем на $1 млрд. О том, что готовы покупать китайские потребители и как вести диалог с китайскими бизнесменами, рассказал советник по торгово‑экономическим вопросам при Посольстве Китайской Народной Республики Лю Цзюнь в разговоре с заместителем министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Ольгой Трофимцевой.

Ольга Трофимцева: Китай — один из наших крупнейших торговых партнеров в аграрном секторе. В основном мы экспортируем зерновые и подсолнечное масло. Какая еще украинская продукция может заинтересовать китайских потребителей?

Лю Цзюнь: Кроме зерна и масла китайскому рынку интересно украинское сырье и продукты питания. Например, мясо — говядина и баранина, корма, подсолнечный и свекольный жом, фрукты — черешня, яблоки. Ваши производители пшеницы и муки также заинтересованы в экспорте своей продукции в КНР. За последние пять лет Украина заметно расширила экспорт агропродукции в Китай. Но вы еще не в полной мере используете свои возможности.

О. Т.: Вот мы уже и наметили несколько интересных украинских товарных групп для китайского рынка. Торговые отношения между нашими странами существуют уже четверть века. Первое соглашение между правительствами было подписано еще в 1992 году, потом была создана Государственная продовольственно‑зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ), в том числе для того, чтобы помогать нашим аграриям выходить на китайский рынок. Но почему отношения в аграрной сфере развиваются не так быстро, как нам хотелось бы?

Л. Ц.: Внутреннее название проекта работы с ГПЗКУ — «проект торговли зерном». Благодаря ему украинские производители вышли на китайский рынок с кукурузой, соей, ячменем.

Но сейчас наше сотрудничество в агросфере не исчерпывается только торговлей зерном. Четыре года назад китайская сторона запустила сельскохозяйственные проекты в Чернигове и Харькове. Было создано подразделение компания COFCO Agri, которое специализируется на торговле и переработке сельхозпродукции. Мы активно поставляем в Украину средства защиты растений.

О. Т.: Недавно в ГПЗКУ был назначен новый глава. После этого китайская сторона согласилась возобновить диалог. В целом это очень позитивный сигнал для рынка.

Л. Ц.: Этот проект играл и играет очень важную роль для поставок украинских товаров в Китай. Благодаря этому проекту вам удалось экспортировать несколько видов зерна. Кроме того, китайская сторона финансировала этот проект. Если есть рынок, есть деньги, и они дают нам возможность расширять торговлю, почему мы не делаем этого? Что касается существующих трудностей, я не хочу их оценивать. В Китае мы общаемся с госкорпорациями не так, как вы. Они управляют своей деятельностью сами.

О. Т.: У нас они тоже самостоятельные экономические единицы. Но мне проще рассуждать о своем секторе — международного сотрудничества. И я могу сказать, что появилось больше конструктива и желания с обеих сторон найти устраивающие всех варианты, чтобы этот проект продолжался и дальше, чтобы он был успешным. Причем это касается и ГПЗКУ, и министерства. У нас такая сцепка есть, и мне кажется, что китайские представители понимают это. Мы ничего не пытаемся скрывать, идет прозрачный диалог, и китайская сторона готова его поддерживать.

Как украинским бизнесменам искать партнеров в Китае?

Л. Ц.: Западные производители находят партнеров на профессиональных специализированных выставках в Шанхае, Пекине, Гуанчжоу. В этих городах живет много потенциальных потребителей агропродукции. Украинцам нужно увереннее выходить на такие мероприятия. Когда я работал в Прибалтике, мы помогали местным производителям получить разрешения на поставки их молочной продукции в Китай, а потом они участвовали в нескольких важных профессиональных выставках. Там прибалтийские предприниматели налаживали контакты для сотрудничества с китайскими бизнесменами.

О. Т.: Это касается частных компаний. Что нужно сделать на межгосударственном уровне, на уровне правительств? Не секрет, что китайские компании предпочитают работать с государством, а не с частными партнерами. Почему?

Л. Ц.: И правительствам, и производителям из Украины нужно больше использовать современные инструменты торговли. К примеру, ввести электронную коммерцию — это будет и дешевле, и быстрее, и актуальнее. В Китае правительство активно пропагандирует развитие таких сервисов через надежные интернет‑платформы. В первую очередь они подойдут средним и малым украинским экспортерам.

О. Т.: Как действовать украинским бизнесменам, чтобы заручиться доверием китайских партнеров? Если я приеду и скажу: «Я хочу вам продавать пшеницу», то, наверное, быстрого сотрудничества не получится? Каковы особенности китайского бизнеса, что надо учитывать?

Л. Ц.: Украинские предприниматели должны доказать качество своих продуктов. Китайцев интересует украинское зерно, особенно кукуруза, подсолнечное масло, но у вас нет объемов, необходимых китайскому рынку. Но качество важнее объемов.

Китайцы предпочитают общаться без каких‑либо посредников. Мы на своем сайте публикуем всю информацию о компаниях, включая контакты. Все больше китайских бизнесменов без всяких препятствий находят партнеров в Украине. Но у нас все еще отсутствует хорошее взаимопонимание между деловыми кругами.

О. Т.: В прошлом году активно обсуждались инициатива «Шелковый путь» и возможность участия в ней Украины. Видите ли вы нашу страну ее частью?

Л. Ц.: Шелковый путь — это древняя китайская философия. Мы создаем какие‑то рамки, и каждый может наполнить их содержанием, исходя из своих преимуществ и желаний. Украина стала одной из первых, кто подписал с Китаем соглашение об инициативе «Шелковый путь». Мы рассчитываем, что сотрудничество с вашей страной будет активно развиваться. Однако нам предстоит еще многое сделать не только для развития торговли и инвестиций, но и для сельскохозяйственной отрасли, инфраструктуры, промышленности, обслуживания, финансовой сферы. Недавно я был во Львове, мы обсуждали этот вопрос с местными чиновниками. Тогда они предложили соединить один из западных китайских городов железнодорожным маршрутом с Варшавой. Львов находится на границе с Евросоюзом, мы можем использовать его как логистический хаб. То же самое можно сделать и в Одессе, задействовав морские маршруты.

О. Т.: Если говорить об аграрном и продовольственном секторе, может ли Китай рассматривать Украину как площадку для переноса своих производств или создания производственных мощностей?

Л. Ц.: Это вполне реально. Уже реализовано несколько проектов в сфере переработки в Киевской, Волынской, Харьковской областях. Но инвестиции любят тишину. Один из инвесторов приезжал в Украину в конце 2013 года и заметил на улицах много выброшенных пластиковых бутылок. Он вложил около $20 млн и за полгода построил завод в Киевской области, который перерабатывает такие отходы. Сейчас на долю этого предприятия приходится половина переработки пластиковой тары в Украине. Завод также выпускает химическое волокно, которое экспортирует в Европу, где на него высокий спрос. Еще один китайский производитель корпусов для бытовой техники сотрудничал с украинскими партнерами из Волынской области и решил создать в Западной Украине производство, которое будет введено в эксплуатацию к концу этого года. После введения закона о запрете экспорта древесины китайцы построили три завода по деревопереработке в Черкасской области.

О. Т.: Заинтересованы ли китайские бизнесмены в отмене моратория на куплю‑продажу земли сельхозназначения?

Л. Ц.: От китайских инвесторов, которые ориентируются на растениеводство и животноводство, я не слышал, чтобы они хотели купить землю.

О. Т.: В какое аграрное направление вы рекомендовали бы китайским бизнесменам вложить деньги?

Л. Ц.: Прежде всего, это перерабатывающая промышленность. Сейчас я продвигаю сотрудничество в сельско­хозяйственной сфере, но в Украине много и других перспективных отраслей.

О. Т.: Сельское хозяйство — это и переработка, и технологии. Начиная с орошения и заканчивая тем, что сегодня называют смарт‑фарминг. Это IT‑технологии, которые наши агрокомпании сейчас активно используют. Ваш гуманитарный капитал плюс украинские специалисты в сфере IТ — в этой сфере у нас много работы. Какие продукты питания мог бы экспортировать в Украину Китай?

Л. Ц.: В 2015 году Украина ввела временную пошлину для импортных продуктов питания. Китайские производители были недовольны. Они даже собирались жаловаться в ВТО. Но пошлина действовала только год, и наши коллеги отменили заявку.

К сожалению, я не нашел в Киеве магазинов, где продавался бы настоящий китайский чай. Несколько лет назад я работал в Польше. Главными экспортными товарами из Китая были чай, шелк и одежда.

О. Т.: Китай активно поставляет в Украину чеснок. Кстати, вы его импортируете не только в Украину — им завалена вся Европа. Китайцы потребляют много чеснока? Это традиционный продукт китайской кухни?

Л. Ц.: Очень традиционный. Когда‑то им спекулировали. Его закладывали в хранилища и придерживали, цена на него быстро взлетала. Потом правительство разбиралось со спекулянтами. Выращиванием этого продукта в основном занимаются частные производители.

О. Т.: Китайские частные предприниматели сами выходят на украинский рынок или через госструктуры, ассоциации? Как это происходит?

Л. Ц.: Выходят сами. По статистике, первое место в торговле между нашими странами занимает украинский экспорт железной руды. Но ни разу ни украинские, ни китайские бизнесмены не обращались к нам с вопросами. Они давно наладили торговые отношения без посредников. Подобная ситуация и в отношении товарообмена в аграрной сфере.

О. Т.: Есть ли у китайской стороны особые требования к сертификации продукции? Вы признаете украинские или европейские сертификаты?

Л. Ц.: Мы признаем экспертизы украинских институций после подписаний протоколов по определенным товарам. Если у китайских госорганов возникают вопросы, они задают их украинским коллегам, проводят повторные проверки украинских предприятий. Система разрешений основана на взаимном доверии. Мне кажется это технически верным.

О. Т.: Сегодня двусторонний торговый режим между странами довольно благоприятный. Мы активно общаемся с Посольством Китайской Народной Республики. Наш диалог выстроен таким образом, что если нужна поддержка со стороны государства, на уровне правительства, мы всегда предоставляем информацию, проводим рабочие встречи. Сейчас обсуждаются несколько меморандумов, чтобы открыть для наших экспортеров определенные рынки. Идет очень активный обмен.

Л. Ц.: С Минагрополитики у нас существуют тесные рабочие отношения. Мы регулярно встречаемся, обсуждаем разные проекты. Но я бы хотел сказать, что задача правительства — создать благоприятную атмосферу для дальнейшего сотрудничества, а после подписания протоколов все остальное — уже дело бизнеса.

Отметим, что Fialan – ведущая компания в сфере украинско-китайской логистики и консалтинга активно занимается популяризацией и продвижением товаров отечественного производства на рынок Поднебесной. Компания работает на рынке с 2004 года и является действующим членом Союза украинских предпринимателей, Торгово—промышленной  палаты Украины , Китайской Торговой Ассоциации и Укрвнештранса.  Заказать бесплатную оценку экспортного потенциала Вашей компании можно прямо сейчас.

Cделать репост

Напишите, что думаете