Краткий словарь терминологии морских перевозок

Словарь морских терминов.Морские перевозки неопытного человека могут ввести в ступор обилием узкоспециализированных терминов и сокращений. На первый взгляд кажется, что разобраться в этих хитросплетениях невозможно, однако если пользоваться небольшой “шпаргалкой”, то оказывается, что все не так уж и пугающе. Поэтому мы решили создать максимально лаконичную, понятную и достоверную шпаргалку.

Вот краткий перечень самых часто употребляемых выражений:

ALL IN или All Inclusive

Когда в цену транспортировки уже добавлены все предусматриваемые соглашением перевозки доп. сборы.

B/L или Bill of Lading

Это специальная накладная для транспортировки грузов, выписываемая перевозчиком хозяину груза. Она подтверждает право владения и может выдаваться на имя получателя, предъявителя или же по указаниям получателя или отправителя.

BAS Base Rate

Означает стандартную ставку.

BAF или Bunker Adjustment Factory

Так называют доп. сбор со стандартной фрахтовой ставке, чей размер рассчитывается исходя из стоимости топлива. Он измеряется в TEU и меняется каждый квартал или месяц.

BFR – это морское фрахтование.

Booking

Это резервирование полностью всей или какой-либо части грузовместимости выбранного корабля либо места на нем для транспортировки.

CAF или Currency Adjustment Factor

Это тоже доп. сбор к стандартной фрахтовой ставке. Он измеряется в % к ставке, а его размер меняется вслед за курсовыми колебаниями каждый квартал или месяц.

Carrier

Так называют лицо, которое использует свой или арендованный транспорт для грузоперевозки, на основе соглашения с отправителем.

Charter

Это соглашение заключаемое нанимателем и хозяином корабля об аренде на указанный маршрут или обозначенный срок выбранного транспорта.

C.O.C или Carrier’s Owned Container

Так именуют контейнер принадлежащий перевозчику.

Consignee – так зовут получателя груза.

CUC или Chassis Using Charge – это сбор за использование шасси.

CY или Container yard – так называют терминал для контейнеров.

DС или Dry container

Так называется сухой контейнер. Он понадобится для перевозки различных грузов не нуждающихся в особом температурном режиме.

DDF или Documentation Fee – Destination

Это сбор за оформление полагающихся бумаг в порту назначения.

Demurrage

Так называются штрафы за сверхнормативное пользование контейнером со времени его выгрузки на терминал и до момента вывоза его оттуда. Также означает оплату за простой корабля свыше оговоренного периода на выполнение разгрузочно-погрузочных процедур.

DEQ или Delivered Ex Quay

Это слово из Инкотермс, идентичное по смыслу DES, кроме того, что риски не переходят до завершения выгрузки груза в порту назначения.

DES или Delivered Ex Ship

Так называются условия по Инкотермс, когда продавец отвечает по соглашению до момента предоставления груза, который не прошел для импорта таможенную очистку, на корабле в порту назначения. Это значит, что продавец отвечает за груз и сопутствующие затраты по доставке до момента разгрузки.

Detention

Это штрафы за сверхнормативное пользование контейнером, начиная с его вывоза с территории терминала вплоть до возвращения пустого назад.

DHC или Handling Charge – Destination

Так именуются затраты на перегруpre в порту назначения.

Disbursement Account

Подтверждающая бумага, которая содержит список расходов, которые понесли для портового сервиса.

Discharging – выгрузка.

DOCS или documentation

А также Docs Fee – так называются сборы местного агента линии, выплачиваемые за оформление бумаг не только за коносамент, но и контейнер.

DOOR

Условия транспортировки при отправлении/прибытии, когда в цену транспортировки включен полный пакет услуги по отправке от либо до входных дверей или складского помещения отправителя либо получателя;

ETA или Estimated Time of Arrival

Это ожидаемое число пребывания.

ETD или Estimated Time of Departure

Это предполагаемое число отправки.

Feeder

Так называют морского перевозчика, осуществляющего перевозку на малотоннажных кораблях, на короткие расстояния между портами, чаще всего единого бассейна либо перевозку контейнеров от либо до порта погрузки на нужный океанский корабль.

FFC или Freight Forwarder Commission/Brokerage – Origin

Так называют брокерские комиссии.

FI или Free In

Это условия транспортировки, подразумевающие, что фрахт не учитывает цену погрузки на корабль.

FICY или Free in/Container yard

Так называют погрузку в порту оплачиваемую отправителем и доставку до терминала за счет линии.

FIFO или Free in/Free out

Это погрузка или выгрузка оплачивается отправителем.

FILO или Free in/Liner out

Означает погрузку оплачиваемую отправителем, а вот за выгрузку платит линия.

FIOS или Free in/out

Это погрузка и выгрузка оплачиваемая отправителем.

FCL или Full Container Loading

Это контейнер, наполненный грузом единственного получателя.

FO или Free Out

Это условие перевозки когда фрахт без учета цены выгрузки с корабля.

Freight – это плата за транспортировку.

GRI

Это запланированный рост базовой ставки с указанной даты.

Gross Weight

Это вес товара вместе с внешней и внутренней упаковкой.

HC или High Cube

Контейнер повышенной вместимости из-за увеличенной высоты.

Heavy Lift Charge

Это надбавка за превышение указанной массы груза.

IMO Surcharge

Это надбавка за опасные грузы.

Indossament

Это передаточная надпись на обратной стороне документа, по которой права переходят от одного к другому. Есть полный индоссамент и на предъявителя, когда в передаточной надписи не содержится имя лица, в чью пользу он сделан. Объекты передачи -коносаменты, чеки векселя иные ценные бумаги.

International Commercial Terms или INCOTERMS

Набор международных торговых выражений, оформленный Международной торговой палатой. В нем термины по стандартным условиям поставок, которые касаются процесса перевозки, оформления поставок и т.д.

ISPS – это сбор за обеспечения безопасности в порту.

LCL или Less Container Loading

Это контейнер, наполненный грузом для различных получателей или сборный груз.

LI или Liner In

Это линейные условия во время погрузки, когда цена погрузки на корабль включена в цену фрахта.

LI-Door или Liner in / Door

Это погрузка в порту оплачиваемая линией, а доставка производится до “дверей” клиента.

LIFO или Liner in/Free out

Это погрузка оплачиваемая линией, а выгрузка оплачивается отправителем.

LILO или Liner in/out – это погрузка и выгрузка оплачиваемая линией.

LO или Liner Out

Линейные условия во время прибытия, когда цена выгрузки с корабля включена во фрахтовую ставку.

Loading – погрузка.

Manifest – это документ с перечнем коносаментов, представляемый таможне и агентам, стивидорам в портах назначения. Как правило, он включает:

  • имя корабля
  • маркировка груза
  • порт погрузки
  • имя, вес, объем и количество груза по каждому коносаменту
  • номера коносаментов
  • имя отправителя и получателя.

Laytime

Период, когда перевозчик предоставляет корабль для погрузки и держит его для погрузки груза без дополнительных платежей. Он указан в чартере, если нет, то берутся сроками принятые в порту погрузки.

Notify party

Это сторона уведомляемая перевозчиком при прибытии груза.

ODF или Documentation Fee – Origin

Это сбор за оформление бумаг в порту отправления.

OT или Oреn Tор

Контейнер с открытым, облегчающими погрузку, верхом и закрывающимся чехлом из брезента.

OHC или Handling Charge – Origin

Это затраты на перегрузку в порту отправления.

Order bill of lading

Это коносамент, когда груз передается как по “приказу” отправителя груза, так и по “приказу” получателя или по “приказу” банка или по передаточной надписи того, по чьему “приказу” документ составлен.

POD или Port of Delivery – это порт назначения.

POL или Port of Loading – это порт погрузки.

PSE или Port Security Charge – Export

Это сбор, при экспорте, за обеспечение безопасности в порту.

PSS или Peak Season Surcharge

Это надбавка из-за сезонного роста объемов перевозок, которая зависит от сезонности.

PCS или Port Congestion Surcharge

Это надбавка из-за перегрузки портовых контейнерных площадок.

Quality Certificate

Бумага, подтверждающая полное соответствие груза качественным показателям, техническим параметрам, требованиям по безопасности, закрепленных соглашением.

RF Reefer container

Рефрижераторный контейнер, предусмотренный для перемещения товаров, нуждающихся в особом температурном режиме.

SEA или seafreight, либо O/F или oceanfreight – это морской фрахт.

Certificate of Origin

Бумага подтверждающая, что импортируемый товар сделан в определенном месте.

SEC или security charges

Это сбор в порту за обеспечение безопасности.

Shipper – это отправитель груза.

S.O.C или Shipper’s Owned Container

Это контейнер в собственности заказчика.

Statement

Бумага, оформляемая вместо таймшита тогда, когда нет необходимых обязательств по учету или расчету сталийного времени. Включает сведения о времени прибытия в порт корабля, использование сталийного времени и его длительность и причины всех перерывов и простоев.

Storage

Это плата порту за сверхнормативное хранение груза. Начисляется с момента выгрузки на терминал и до момента вывоза. Чаще всего измеряется в TEU, имеет прогрессирующую шкалу.

S.T.C. или Said To Contain – тут указано что содержится.

TC или Tank container

Контейнер, необходимый для перевозки жидких и газообразных грузов;

TEU или Twentyfoot Equivalent Unit

Это единица измерения груза, равняется объему одному контейнера на 20 футов.

THC или terminal handling charges

Затраты в порту во время перегрузки.

Time charter

Соглашения фрахтования корабля на конкретное время. Владелец корабля предоставляет его на конкретный период срок за оговоренную цену. Чаще всего, подразумевается, что хозяин корабля оплачивает содержанию команды, поддержание корабля в надлежащем виде и состоянии и его страховку, а фрахтователь, оплачивает бункерные, водные, портовые, канальные сборы и т.д.

Time sheet

Это учетная ведомость сталийного времени под грузовыми операциями. Оформляется во всех портах выгрузки/погрузки и заверяется подписью уполномоченного лица фрахтователя и капитана.

WarRisk

Военные риски в портах, расположенных в районе военных действий.

Waybill

Бумага, оформляемая при приемке и отпуске товаров, и транспортировке грузов. Регулирует взаимоотношения между получателем и отправителем перевозимого груза, а еще самим перевозчиком.

Wharfage – это портовая пошлина.

WSC или Winter Surcharge

Это надбавка в порту в зимний сезон, где не исключено обледенение его акватории.

Естественно, наш список не всеобъемлющий, однако он не раз вам поможет разобраться с затруднительным положением и не совершить при этом дорогостоящей ошибки. Пользуясь этой терминологией, вы всегда можете быть уверенными, что вас поймут в любом уголку Земли. Надеемся она не раз вам поможет в морских перевозках.

Cделать репост

Напишите, что думаете